Иностранным комплаенс-системам требуется адаптация в России

Филиал УМЦ ФАС России (г. Москва) представил свои возможности иностранным компаниям
07
Июля
2017

Иностранным комплаенс-системам требуется адаптация в России

6 июля Комитет Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) по этике и комплаенс пригласил представителей иностранных компаний, работающих в России, на обсуждение возможностей предотвращения нарушений законодательства о конкуренции.

Со стороны Федеральной антимонопольной службы в мероприятии приняли участие заместитель руководителя ФАС России М. А. Овчинников, начальник Правового управления А.В. Молчанов, начальник Управления по борьбе с картелями А.П. Тенишев, директор филиала Учебно-методического центра ФАС России (г. Москва) С.В. Дружинин.  

Анализируя превентивные меры нарушения законодательства, Артем Молчанов остановился на таком инструменте, которое активно использует антимонопольное ведомство, как предупреждение. «Факт направления в адрес компании предупреждения не означат административного правонарушения», - пояснил А. Молчанов. В течение 10 дней ожидается добровольное исправление выявленных нарушений и только в случаях невыполнения требований происходит возбуждение антимонопольного дела.  Статистика показывает, что около 80% предупреждений исполняются в срок, что является высоким показателем по всем мировым стандартам. Другой инструмент снижения правовых рисков нарушения законодательства связан с внедрением внутрикорпоративной комплаенс-системы. ФАС России подготовил законопроект, который вводит понятие антимонопольного комплаенса в российскую правовую систему, предусматривает стимулы для внедрения комплаенс. Но предложения антимонопольного ведомства встречает недопонимание, якобы нет необходимости менять законодательство и нет никаких препятствий для самостоятельного внедрения компаниями комплаенс, что сделали, например, «МТС», «Пивоваренная компания «Балтика», «Уралкалий».

Тему стимулирования внедрения комплаенс продолжил заместитель руководителя ФАС России Максим Овчинников.  По его мнению, этого не стоит делать за счет снижения наказания за нарушение, так как будет означать, что система комплаенс не работает и создана формально. Выгода организации, внедряющей комплаенс, заключается в минимизации рисков, возможных финансовых, репутационных и других потерях, в появлении системы внутреннего контроля. В отношении государственных корпораций и компаний, где участие государства более 50%, комплаенс-система будет обязательной, так как предотвращает риски для государственного бюджета.  Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 уже утверждены «Методические рекомендации по внедрению внутреннего контроля соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о государственном оборонном заказе и законодательства, регулирующего закупочную деятельность». Работы по внедрению комплаенс сейчас активно ведет, например, госкорпорация «Росатом».

Директор филиала УМЦ ФАС России (г. Москва) Станислав Дружинин представил направления деятельности Центра, которые могут быть востребованы компаниями, внедряющими комплаенс-системы.  Прежде всего, это обучение на семинарах по антимонопольному законодательству, аудит существующих комплаенс-систем, а для иностранных компаний - адаптация комплаенс под российские реалии, экспертиза нормативных документов. «Особенность нашего учебно-методического центра заключается в том, что мы сконцентрировали у себя практический опыт антимонопольного ведомства и готовы через образовательные и экспертные мероприятия поделиться этими компетенциям с реальным бизнесом», - подчеркнул С. Дружинин. 

Начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев привел конкретные примеры результатов проверок. В том числе представителей таких известных марок как Apple, Philips, LG, НР, Lenovo. Во всех этих компаниях были документы по комплаенс-системам. «Но ни одна не выдержала тест на комплаенс !» - констатировал А. Тенишев. По мнению Андрея Петровича, не были учтены четыре фактора: российское законодательство, правоприменительная практика, обычаи делового оборота и менталитет российского менеджмента. По сути, это были просто переведённые на русский язык бумаги из головного офиса. В некоторых компаниях позволяли себе даже препятствовать проведению проверок, что является административным правонарушением. Из механизмов, через которые можно освободиться от уголовной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства, в последнее время используется «явка с повинной» в отношении первого лица, добровольно подавшего заявление о признании себя участником сговора.  За 2017 год в ФАС России поступило уже 57 таких заявлений.

Завершая встречу представителей ФАС России и иностранных компаний, председатель Комитета АЕБ по этике и комплаенс Антон Суббот подчеркнул, что от инициатив по внедрению в российскую практику бизнеса комплаенс-систем, стимулирование профилактики нарушения законодательства выиграют добросовестные компании и это будет способствовать формированию цивилизованной деловой среды. Комитет планирует провести ещё несколько мероприятий по тематике антимонопольного законодательства. 

Фото: Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ)

Филиал УМЦ ФАС России (г. Москва) представил свои возможности иностранным компаниям



Распечатать страницу

Все новости

Регистрация на мероприятие

Для регистрации на мероприятие, пожалуйста, заполните форму. В случае возникновения вопросов звоните по телефону +7 (499) 755-23-23 (доб. 097-165).

Мероприятие: *
Электронная почта: *
Телефон: *
Фамилия: *
Имя: *
Отчество: *
Название организации:
Должность:
 

Обратный звонок

Если вы хотите, чтобы мы вам перезвонили, пожалуйста, заполните форму:

Телефон: *
Имя: *
Вопрос: *