Антимонопольный комплаенс становится реальностью российского бизнеса

УМЦ ФАС России (филиал, г. Москва) при поддержке ФАС России и участии компаний «Делойт», СНГ, Dentons и BaкerMcKenzie провели конференцию по антимонопольному комплаенсу.
19
Июня
2018

Антимонопольный комплаенс становится реальностью российского бизнеса

19 июня 2018г. филиал Учебно-методического центра ФАС России (г. Москва) при официальной поддержке Федеральной антимонопольной службы и участии компаний «Делойт», СНГ,  Dentons и BaкerMcKenzie провели крупномасштабную конференцию «Антимонопольный комплаенс в России: о главном в преддверие появления нового института».

В конференции приняли участие около 200 представителей российских и международных компаний, профессиональных сообществ, средств массовой информации. Состоялось пленарное заседание «Антимонопольный комплаенс: предпосылки инициативы и перспективы развития института», три панельных дискуссии, активный обмен мнениями и практиками внедрения комплаенс-систем. 

Открывая конференцию, заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов рассказал об идее, предпосылках и сферах внедрения антимонопольного комплаенса в России: «Это важно, потому что позволяет нам реализовать одну из наших основных задач – задачу предупреждения нарушения антимонопольного законодательства и сократить количество нарушений путем внедрения профилактических мер». Андрей Цыганов рассказал об опыте отдельных компаний на российском рынке, внедривших антимонопольный комплаенс, а также законодательных инициативах ФАС: «Уже подготовлены поправки в антимонопольное законодательство, которые предполагают внедрение определения понятия «комплаенс», а также применение стимулирующих механизмов в виде использования действующей процедуры комплаенса как одного из смягчающих обстоятельств при решении вопроса о сумме штрафа».  Глобальное внедрение антимонопольного комплаенса будет апробировано на уровне субъектов Российской Федерации, где наибольшее количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти. 

Начальник Правового управления ФАС России Артем Молчанов рассказал участникам конференции о перспективах внедрения комплаенс-систем в деятельности коммерческих структур и органов власти: «Во многом ФАС России является органом предупредительного контроля и мягкого регулирования. Мы уверены, что с внедрением антимонопольного комплаенса снижаются риски совершения нарушений. По сути это – инструмент предупреждения нарушений Закона о защите конкуренции». В соответствие с Указом Президента Российской Федерации о государственной политике по развитию конкуренции соответствующий законопроект должен быть внесен в Государственную Думу Федерального Собрания РФ до 1 января 2019 года, проект проходит экспертизу в Аппарате Правительства и Администрации Президента. Но есть сомнения, что наличие в организации комплаенса как смягчающего фактора при наказании, приведет к созданию фиктивного, формального антимонопольного комплаенса, который не будет работающим внутрикорпоративным механизмом.

Андрей Тенишев, начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России показал на примерах расследований Управления, что фиктивные комплаенс-системы не спасают нарушителей. Более того, ФАС России предлагает усилить ответственность за картельные сговоры, как тяжкие экономические преступления. Но внедрение антимонопольного комплаенса как раз может создать препятствия для таких нарушений. 

В ходе панельной дискуссии «Проинформирован – значит вооружен или что необходимо знать, чтобы подготовиться заранее» участники конференции обменялись опытом создания механизмов и инструментов, которые позволяют организации самостоятельно предупредить антимонопольные нарушения. Важное место в таких системах играет система образования, повышения квалификации, распространение среди сотрудников знаний о нормах антимонопольного законодательства. Востребованность со стороны российских и международных компаний при внедрении антимонопольного комплаенса практических семинаров Учебно-методического центра ФАС России отметил директор филиала УМЦ ФАС России (г. Москва) Станислав Дружинин.  В УМЦ ФАС России корпоративные образовательные программы разрабатываются с учетом специфики отраслей и товарных рынков конкретных организаций, необходимых компетенций экспертов. Это подтвердили и другие участники сессии, которые внедряют систему в своих компаниях. 

На сессии «Предотвратить, чтобы не определять вину или «прямая выгода» от внедрения комплаенса» большое внимание было уделено «человеческому фактору» и использованию автоматизированных систем, искусственного интеллекта.  В связи с чем руководитель Московского УФАС России Армен Ханян выделил важность формирования внутри компаний правовой грамотности сотрудников, возможность персонализации нарушителей. С другой стороны, антимонопольный орган готов идти на смягчение ответственность за допущенные нарушения, если будет установлено, что компания делала все возможное, чтобы избежать совершения такого нарушения. 

Завершающая сессия «Неочевидно-очевидная польза или «косвенная выгода» от внедрения комплаенса» показала, насколько важным является антимонопольный комплаенс в сделках слияния и поглощения, когда покупатель может обнаружить, что бизнес интересующего его актива держится на незаконных практиках, тем самым не может представлять ценности. По определению Антона Суббота, партнера московского офиса BaкerMcKenzie: «Комплаенс – это подтверждение качества актива». В глобальном смысле, как заметила президент компании ICS Екатерина Пустовалова, внедрение и соблюдение требований комплаенса – это трансформация бизнеса и организации, подсказка о том, где компания хочет быть завтра, о её будущем.

Специально к конференции филиал УМЦ ФАС России (г. Москва) подготовил выпуск журнала «Конкуренция сегодня» с материалами спикеров и участников форума.

Фото: Управление общественных связей ФАС России

УМЦ ФАС России (филиал, г. Москва) при поддержке ФАС России и участии компаний «Делойт», СНГ, Dentons и BaкerMcKenzie провели конференцию по антимонопольному комплаенсу.



Распечатать страницу

Все новости

Регистрация на мероприятие

Для регистрации на мероприятие, пожалуйста, заполните форму. В случае возникновения вопросов звоните по телефону +7 (499) 755-23-23 (доб. 097-165).

Мероприятие: *
Электронная почта: *
Телефон: *
Фамилия: *
Имя: *
Отчество: *
Название организации:
Должность:
 

Обратный звонок

Если вы хотите, чтобы мы вам перезвонили, пожалуйста, заполните форму:

Телефон: *
Имя: *
Вопрос: *